Торжество Православия


22 марта 2013

Первое воскресенье Великого поста посвящается празднованию Торжества Православия. Чин этого праздника был установлен в IX веке — в память окончательной победы над иконоборцами.

Надо сказать, что учение о почитании икон, основанное на святом Писании и утвержденное обычаем и жизнью первых христиан, вплоть до VIII века не подвергалось сомнению. Но затем в Греции появилась ересь иконоборчества, волновавшая Церковь более ста лет. Первым иконоборцем стал сам император Лев III Исаврянин, человек храбрый и воинственный, но не отличавшийся хорошим образованием. Сначала он издал указ, запрещавший только почитание икон, для чего их повелевалось вешать в храмах так, чтобы народ не мог целовать их. Дальше — больше. Новый указ требовал удаления икон из храмов. Эти указы вызвали недовольство в народе. В разных концах Византии начались волнения. Многие клирики, монахи и миряне пострадали в это время за истину и приняли мученическую кончину.

В защиту иконопочитания выступили Константинопольский патриарх Герман, знаменитый богослов того времени преподобный Иоанн Дамаскин. Защитниками иконопочитания выступили и Римские папы Григорий II и Григорий III. Гонения на иконопочитателей продолжились при Византийских императорах Константине V и Льве IV.

После VII Вселенского Собора, на котором был подтвержден догмат иконопочитания и подвергнуты анафеме иконоборцы, наступило ослабление гонений. Собор закончился торжественной процессией по улицам Константинополя с преднесением икон. Решено было ежегодно в воскресенье первой недели Великого поста творить память этого события — Торжества Православия, что и совершается во всей Православной Церкви и доныне.

Почему же события, происходившие в Византии одиннадцать веков назад, остаются и сегодня такими важными для православных верующих? Потому что этим праздником утверждаются основы учения Православной Церкви. Служба, совершаемая в день Торжества Православия, утверждает торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В ней утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие к Господу в вере и святоотеческом благочестии. Особое место в этой службе занимает чин анафеманствования. Анафема провозглашается соборно: и не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

Попробуем отвлечься от исторического смысла этого праздника и зададим себе вопрос: «А что такое Торжество Православия для нас сегодня? Что такое православная духовность? Чем Православие отличается от инославных исповеданий?». Если мы начнем размышлять над этими вопросами, то несомненно увидим, что и позже, на протяжении многих веков Православная Церковь вынуждена была неизменно, преодолевая выпадающие на ее долю испытания, подтверждать и провозглашать Торжество своей веры. Русское Православие выстояло в XX веке вопреки страшным, невиданным ранее гонениям. Устояло и победило. И сейчас эта победа, это Торжество приносит свои плоды. Православие светится в нашем народе и привлекает все больше и больше людей.

Православие торжествует и потому, что торжествует не только Земная, но и Вселенская Церковь, которая так и называется — Церковь торжествующая. Ибо Церковь шире одной только земной реальности. Все святые, все мученики, преподобные, святители, учителя Церкви, которые от века утверждали православное учение, — они все живы. Они в Царствии Божием. Но их видимое отсутствие среди нас не означает, что теперь они перестали утверждать Православие. Они, как и при жизни земной, молятся за нас, продолжают помогать, остаются нашими духовными наставниками. У нас в России множество старцев, подвижников и мучеников, кто уже унаследовал Царство Божие, в ком утвердилась Истина. И мы будем обращаться к ним с молитвой, если будем искать для себя пример их подвига.

Нужно, чтобы наша Церковь (а Церковь — это мы, православный народ) возлюбила свое духовное отечество, своих святых, захотела быть им преемницей. Это значит, что каждый из нас обязательно должен искать Истину, искать истинную, подлинную Православную веру. Каждый должен быть подвижником этой веры. Это наш долг. Может быть, самый главный на этой земле.

Вот как писал о Православной Церкви святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«В Церкви поистине как на земном небе; тут вижу лики Господа, Пречистой Богородицы, вс. Ангелов; тут Престол Божий, тут Крест Животворящий, тут Евангелие вечное, этот глагол Божий, коим все сотворено; тут лики святых; я чувствую себя в явном присутствии Божием, Его Матери, Небесных Сил и всех святых. Это истинное небо земное; тут сознаешь и чувствуешь себя действительным членом Тела Христова и Церкви Его, особенно во время Пренебесной Литургии и причащения Святых Тайн Тела и Крови Христовой. О, как же я должен жить, мыслить, чувствовать, говорить, чтобы достойно быть в этом земном небе! Я должен жить достойно столь великого звания, в которое я призван милостию великодаровитого Бога. Как я должен жить, с какою кротостию, незлобием, смирением, чистотою, воздержанием, чтобы достойно именовать своею Владычицею Пресвятую Богородицу, своим Владыкою Господа Славы! Господи, удостой меня такого жительства! Хочу жить достойно звания христианского».

И вот перед тем, как Великим постом приступить к таинству покаяния, мы должны спросить себя: «А торжествует ли в моем сердце Православие, возлюбил ли я его всем сердцем, готов ли, если надо, умереть за него? Хочу ли я, чтобы вся моя жизнь была направлена к утверждению Православной веры? Хочу ли я послужить Православной Церкви — единственному надежному ковчегу спасения среди волн многомятежного мира? Для чего я вообще живу и далеко ли продвинулся на духовном пути?»

Каждый должен справить себя об  этом. Ибо Православие свидетельствуется всей жизнью, но прежде всего, конечно, молитвой. Стоит задуматься, как мы молимся, как приступаем к Святой Чаше. Задуматься, есть ли вообще в нас дух Православия — в нашем общении, любви друг к другу. Есть ли Православие в том, как мы устраиваем свою жизнь, о чем в первую очередь печемся. Нам нужно каяться и в том, что мы нередко, словно бы боком, поворачиваемся к Богу и Церкви, ставя земные заботы на первое место.

В день Торжества Православия мы должны молиться о том, чтобы это торжество достигло каждого из нас, достигло наших сердец; чтобы этот дивный праздник, который несет свет победы Православной веры, стал для нас днем, когда мы воочию ощутили этот свет, приобщились к нему хоть немного; чтобы в нас самих что-то повернулось и захотелось стать лучше, вручить Христу свою жизнь, свою волю. Надо молиться и просить, чтобы Господь открыл нам эту новую жизнь.

Дай Бог, чтобы и Великий пост, и вся наша церковная жизнь не оказались без доброго плода. Пусть каждый прожитый день становится новой ступенькой «духовной лестницы», чтобы что-то преодолевалось, что-то менялось в нас к лучшему — совершалась пусть и маленькая, но победа. Чтобы душа радовалась и торжествовала над грехом. Это и будет означать, что мы поняли, почувствовали, что же значит Торжество Православия.


Читайте также: