Слово в день Торжества Православия Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Майкопского и Адыгейского


Священнообразными иконами ныне

украшается, яко невеста украшена Христова

Церковь, и всех созывает духовно праздновати:

снидемся во единомыслии и вере, радостно

величающе Господа. (Стихира на малой Вечерне)

 

Первое воскресенье Великого Поста Церковь празднует как день Торжества Православия. Исторически этот праздник связан с окончательной победой над ересью иконоборчества, что в течение нескольких веков терзала православный мир.

Современному человеку иногда кажется, что иконопочитание - это некая частность в мире православного богословия. И он недоумевает, почему торжеством Православия именуется победа именно над иконоборческой ересью, а не над какой-нибудь другой.

Иконоборцы утверждали, что Бога изобразить нельзя. Православные же отцы, защищая предание Церкви, ставили почитание икон в теснейшую связь с самыми основами христианства. Да, действительно, Бог непознаваем, невыразим и не изобразим. Но Тот, Кто выше всякого человеческого слова, благоволил родиться как человек. Тот, Кто невидим, стал видимым через принятие человеческой природы, и потому "о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,- ибо жизнь явилась... возвещаем вам" (Ин. 1, 1). "Слово стало плотию" (Ин. 1, 14), и Боговоплощение сделало возможной икону. Нельзя быть православным, отвергая иконы. Тот, кто не признает возможность иконы, отрицает самые основы христианского свидетельства с Боге, ставшем человеком.

Потому не случайно день торжества иконопочитания - это день всего Православия.

Не случайно и то, что днем Православия названо первое воскресенье Великого Поста. Этот день венчает собою неделю особых молитвенных трудов. Греческое слово "ортодоксиа" означает и "правильное величание", и "правильное учение", то есть его можно перевести на русский язык не только как "Православие", но и как "Правоверие". И замечательно, что в славянские языки вошло именно первое значение этого слова: "Право-славие". Славословие, по учению Святых Отцов, есть высшая ступень молитвы, ибо являет чистую и бескорыстную радость души о своем Господе. Весь смысл духовной жизни заключается в том, чтобы научить человека не просто правильно богословствовать, но правильно молиться. Вспомним, как в Великом Каноне, который мы слушали на этой неделе, пелось о том, что Божию Матерь мы "православно величаем".

При таком - литургическом - понимании Православия как умения правильно славить Господа, правильно строить свою духовную жизнь становится понятно, почему день Торжества Православия приходится именно на сегодняшний день. Ибо когда же человек более способен к славословию, если не в это воскресенье: всю неделю мы провели в покаянии, в исповедании пред Богом своих немощей, и вот, оплакав свои согрешения, мы тем не менее приступаем к Чаше, ибо Господь "пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13).

Но Православие невозможно и без Правоверия. История Церкви показывает, что там, где нарушалась правая вера, начинает разрушаться и духовная жизнь. Ведь в зависимости от того, как люди мыслят о Боге, они создают свои представления о спасении, об отношениях Бога и человека. И если учение о спасении, о конечном предназначении человека окажется ошибочным или неполным, то и духовная жизнь человека окажется урезанной и неполноценной.

Потому в догматических спорах речь идет не о формулировках и не о теоретической правоте. Речь идет о понимании самой сути отношений Бога и человека и в конечном счете о понимании самого человека. И потому нельзя нам забывать слова Апостола: "Я знаю, в Кого уверовал" (2 Тим. 1, 12).

Следует помнить, что наше нынешнее торжество – это не только почитание церков­ной традиции, которая берет свое начало с середины IX века. В этот день происходит нечто более глубокое и важное, чем лишь исто­рическая память. Красота и бла­голепие богослужения этого дня напоминают нам о той реальнос­ти, которая незримо совершает­ся в Церкви Божией с самого мо­мента ее существования или, луч­ше сказать, с момента Боговоп­лощения, с тех пор, как в пусты­не иорданской и на горах палес­тинских зазвучала проповедь Евангелия, призыв войти в Цар­ство Божие, с того момента, ког­да Царство Божие во всей пол­ноте и силе вошло в земную жизнь. Именно тогда началось торжество победы истины над ло­жью, добра над злом, тогда, когда Богочеловек Христос трижды подвергся искушению в пустыне от диавола и победил его. В то время многие, услышав боже­ственный призыв в Царство Бо­жие, покаялись, сумели победить себя, изменить и стать святыми. Тогда, когда Христос на кресте воскликнул: «совершилось» и ввел в Царство Божие разбойни­ка благоразумного. Именно в этом заключается торжество Пра­вославия или, лучше сказать, тор­жество Христианства. И эта по­беда всегда совершается в Цер­кви в каждом из нас, кто стре­мится к изменению себя, ко спа­сению. Происходит это зачастую незримо даже в те моменты, ког­да истина гонима и попираема, когда кажется будто в мире сем торжествует зло. И Святая Церковь, собирая нас вместе в этот день, являет ту реальность, которая порой невидима, сокрыта от иных очей, показывает красоту или, вернее сказать, доброту и лепо­ту, в которую «облечеся Господь», и тем самым укрепляет нас в на­ших трудах на нашем нелегком жизненном пути. Ведь всякий стремящийся ко спасению не имеет права надеяться на спо­койную жизнь здесь, на земле. «В мире скорбны будете, - сказал некогда Христос, - но Я победил мир». И мы должны побеждать мир, преодолевать те искушения, которых нам не избежать и не обойти, а можно преодолеть, но только лишь с помощью Божией, и эта всепобеждающая Божия поддержка подается нам в Церк­ви через ее богослужения и мо­литвы, через общение друг с дру­гом и святыми.

Будем же братия и сестры молиться, чтобы в оставшиеся дни Великого Поста преуспеть в духовном исцелении. Будем молиться о том, чтобы Господь даровал нам дух истинной и право славящей молитвы и ввел нас в радость Своего Воскресения! Аминь.


Читайте также: