Слово на начало Великого поста Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Майкопского и Адыгейского


"Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния…"

(Стихира в понед. 1-й седмицы).

 

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и наступает радостная пора, как называет Церковь данный период «весной благоуханной» - время Великого Поста, который является для каждого православного христианина временем особого духовного труда над самим собой. Трудиться на сем поприще покаянном следует изо дня в день. Порой суета мирская отвлекает нас от духовной «брани», естественное стремление человека порабощает истощенную душу, не успевая следовать за временем земного бытия. Мы печалимся о несостоятельности своей души в полной мере соответствовать христианской сути. Но этот период особого молитвенного подвига дает нам надежду и упование на милость и благодать Господа, которая в действительности «…всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая…» дает осознание своей греховной сути и должное восприятие покаяния, как особый аспект, указывающий путь ко спасению.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний» вопрошаем вместе с преподобным Андреем Критским, который отражает осознанность человеческого несовершенства в Великом покаянном каноне, читаемом на Первой Седмице.

Путь к духовному просвещению изложен Самим Спасителем в Священном Евангелии: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Инн 13:34-35) и «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Инн 14:15-18), «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Инн 15:9). Господь также указывает на человеческие добродетели, руководствуясь которыми, мы можем приблизиться к вечному наследию Божьему, и услышать благостный зов Отца Небесного в день Страшного Суда Его. «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:34-40). Как же сладостен и упоителен Глас Вседержителя, который каждый жаждет услышать в День Воздаяния. И самое главное выполнение, и жизнь в добродетелях Господних реальна и возможна, вопреки всем трудностям и соблазнам. Без надрыва физических и духовных сил, шаг за шагом, при помощи Божьей и своего усердия это возможно. Чувство ответственности и стремления также будут нам способствовать пребыванию в Любви Вседержителя.

Вместе с Господом и апостол Павел увещевает нас о человеческих добродетелях, которые способны приблизить нас к спасительному пути, ведущему в Царство Божие. «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (ап. Павел II соборное послание 1:3-9). «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:16-26). Жить Духом Божьим, преумножая плоды Его, без сомнения позволят нам видеть мир духовным взором.

Псалмопевец царь Давид направляет на благоприятное и жертвенное служение «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Вместе с тем, на столь ответственном служении нас подстерегают различного рода соблазны и искушения. Очень трудно делать что-либо для других, то времени нет свободного, то помыслы советуют сосредоточить свою деятельность на преумножение материальных благ и комфорта. Нам, заключившим себя в четырех стенах, порой, находясь в смятении, сложно сосредоточиться на духовном и вечном. «Злые духи, стремящиеся сбить человека с пути, разумеется, будут пытаться помешать тому, кто решил подвизаться в добродетелях». «Перед началом доброго дела приготовься к искушениям, которые постигнут тебя, и не сомневайся в истине» (преподобный Исаак Сирин). «Так что любой христианин пусть помнит слова, которые пророк Елисей сказал своему слуге, испугавшемуся вражеских полчищ: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними»» (4 Цар. 6:16). Наш страх не должен мешать в преуспеянии молитвенных подвигов и в собирательстве сокровищ духовных. Но любое дело начинается с малого и постепенно возрастает. Самое главное, не прельститься своими достижениями и успехами, тогда все труды напрасны и путь прельщения ведет к пагубе.

Господь говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19) и «Претерпевший же до конца спасется» (Мк 13:13). Отсюда видно, что «терпение есть та плодородная земля, на которой произрастает всякая добродетель» (святитель Феофан Затворник).

В эти дни призываю каждого осмыслить свой путь и возможности в делах спасительного делания и духовного совершенствования. Современный мир не знаком и не научен духовным ценностям. «Исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал 6:1). Особенно сейчас Церковь вместе со своим Патриархом должна объединиться в молитвенном подвиге, укрепленном воздержанием духовным и телесным, испрашивая помощи Божьей в преодолении раздоров и смуты в нашей общей православной семье и в целом во всем мире. Помимо соборных молитв о Предстоятеле нашей Церкви, нам стоит не оставлять Его и в келейном поминовении, чтобы Господь милостивый укрепил Его в столь ответственное и лукавое время. Вместе с ним и нас – чтобы преодолеть ту скорбь, которую мы все видим в происходящих событиях в братской Украине и которая болью отражается в наших сердцах.

Пусть этот Пост станет в действительности радостным трудом во славу Божью и спасение собственной души. Во укрепление благословенного мира Господнего в семьях, в нашей прекрасной Адыгее и Отечестве нашем.

Божией милостию

 

 

+Тихон

 

Архиепископ Майкопский и Адыгейский


Читайте также: