Слово Высопреосвященнейшего архиепископа Майкопского и Адыгейского Тихона на Новый год


25 декабря 2017

Как православным встречать Новый год?

У людей, недавно пришедших к Православию, возникает насущный вопрос: «Как встречать Новый год – единственный, по-настоящему сказочный праздник нашего атеистического детства?»

Дело в том, что сие празднование приходится на Рождественский пост, который подразумевает исключение из рациона мясной и молочной пищи. Однако согласно нашей приходской традиции, дозволяется вкушение рыбы, кроме среды и пятницы. Такая умеренная православная аскеза, мягко говоря, идёт вразрез с теми традициями встречи Нового года, которые приняты в светском мире. В нашем обществе победившего «культа потребления» Новый год становится главным символом этого сомнительного разгула. Уставшие от работы и забот наши сограждане именно в эти дни имеют твёрдое намерение «оторваться по полной», «наесться до отвала», «разрешить» торжество плоти. И как поступать православному человеку, который, с одной стороны, желает твёрдо стоять на дисциплинарных предписаниях Матери-Церкви, но, с другой, живёт в окружении людей (в том числе и членов своей семьи), далёких от православных традиций?

Среди некоторых особо ревностных православных прихожан фигурирует крайне неодобрительное и презрительное отношение к Новому году – как к празднику «бесовскому» и «богомерзкому». Причины такого отношения вполне понятны, однако полностью отрицать гражданский Новый год и видеть в его праздновании один грех тоже будет неправильно.

Стоит заметить: изначально Новолетие (церковнославянское название Нового года) – это во многом религиозный праздник. Во всех религиях мира во все времена праздновалась смена эпох и времён. Человеку свойственно обозначать вехи, грани, чтобы он мог подумать о прошлом и будущем.

В ветхозаветной церкви существовал Праздник труб (Лев. ХХХIII, 24-26). Он являлся праздником нового (гражданского) года, который совпадал с еврейским праздником новомесячия. Эта традиция Новолетия была унаследована и Христианской Церковью. Со времени правления государя Петра I Новый год стали праздновать 1 января (14 января по новому стилю). Однако в дореволюционной России главным зимним праздником было, несомненно, Рождество Христово, а Новый год, приходившийся на время Святок, был второстепенным празником, поскольку летоисчисление велось от Рождества Христова. Согласно христианскому Юлианскому календарю Новый год приходился на восьмой день после Рождества. И это было логично.

Однако власти сначала середины и практически до конца 20 столетия, всеми силами стараясь уничтожить в народе христианскую веру, сместили акценты с Рождества на «советский» Новый год, который стал отмечаться по новому стилю.

Трезвясь и постясь, мы готовимся встречать Рождающегося Христа. Отмечать гражданский Новый год мы должны по-христиански. Во всех православных храмах в эти дни (31 декабря и 1 января) служится «Молебное пение на Новый год» – Новогодний молебен, который в плане чиносовершения является «благодарственным молебном». Смысл христианского празднования Новолетия – поблагодарить Бога за те благости, которые Он ниспослал нам в уходящем году, испросить у Господа разума для верного осмысления прошедшего лета своей жизни и испросить благословения на грядущий год.

Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно ненавязчиво воздержаться от непостной пищи, поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями или своими сослуживцами, но знание меры и целомудренное благочестивое поведение должно всегда являться объективной характеристикой православного человека. В то же время нужно помнить: верующий человек, держащий пост в Новогоднюю ночь, должен с уважением относиться к тем, кто не постится по здоровью или каким-то другим причинам. Осуждение – главное нарушение любого поста. Мир и взаимопонимание – самые драгоценные качества любой семьи.

Празднуя Новый год в светской среде, православный человек должен помнить замечательный принцип, указанный апостолом Павлом: «Не дать повод ищущим повода» (2 Кор.11:12).

Главное – встречать Новый год с молитвой, в кругу семьи, сохранять мир, допуская веселье, но при этом не терять чувство меры. Это будет достойно и по-православному.

 

+ ТИХОН

Архиепископ Майкопский и Адыгейский


Читайте также: