Беседа 5. Женщина в Церкви


15 мая 2017

- Отец Сергий, Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!

- В третье воскресенье или, как говорят христиане, в третью неделю после Пасхи Православная Церковь празднует день святых Жён-мироносиц. Я пытался проследить историю возникновения этого праздника, но точной даты нигде не нашёл. Говорится, что празднуется он исстари, с древних времён. Женский праздник существует в Церкви с древних времён.

И теперь давайте вспомним, как в начале XX века, то есть чуть более ста лет назад, в Америке началась нешуточная борьба, которую потом лихо подхватили в разных странах Европы, борьба не на жизнь, а на смерть за так называемые права женщин. Борьба эта: феминизм, эмансипация продолжается и по сей день. Так появился Международный женский день. Что же получается, в европейской, христианской цивилизации женщина была и остаётся бесправна?

- Нет, абсолютно это не соответствует действительности. Даже если мы возьмём, упомянутое вами движение феминисток, у меня, честно говоря, есть очень большие сомнения, что они настоящие христианки. Вспомните современное движение на Украине «Фемен», где дамы очень любят протестовать по разным поводам в голом виде. Все они, как мне кажется, далеко не христианки. И то, что женщины, не позиционирующие себя как христиане, борются за некие свободы, конечно же, они имеют на это право, если их действительно притесняют.

А что касается прав женщины в Церкви, не ущемляются ли эти права… Вы знаете, лично для меня, как для священника и как христианина, понятия права и Церковь, как-то нелегко сочетаются. Мне кажется ошибочно говорить о том, что в Церкви у кого-то должны быть какие-то права. Это же не социально-государственный и не политический институт. Нельзя подходить к вопросам веры с точки зрения юриспруденции.

Так что давайте говорить не о правах, а о положении женщины в Церкви.

- Прекрасно, давайте.

- Это другой вопрос. Возьмём изначальное положение женщины в Божием мире. Кто она при сотворении мира? Помощница человека. И когда мы говорим «помощница», мы не подразумеваем служанку с тяпкой в огороде или с лопатой копающую картошку для любимого мужа. Или клеящую обои на стену, в то время, пока муженёк на диванчике смотрит футбол. Нет. Речь не об этом. Господь, сотворив Адама сказал: «Не хорошо быть человеку одному. Сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2: 18). И творит Господь в помощь Адаму жену Еву. Именно в помощь, чтобы стала она сотрудницей Адаму. Чтобы вместе они трудились, возделывая рай.

- То есть давайте ещё раз обратим на это внимание. Помощница и служанка – не одно и тоже.

- Безусловно. И я постоянно акцентирую внимание на слове «помощница». Не прислуга, не обслуживающий персонал, не раба, а именно сотрудница. Это очень важно понимать. Я несколько раз отвечал людям на вопрос: женщина хуже мужчины или лучше? Умнее или глупее? Усерднее в трудах или ленивее? Сам вопрос неправильный. Женщина не хуже и не лучше мужчины. Она просто другая. Понимаете? Другая. Это надо всегда помнить, как и помнить слова апостола Петра, что женщина – это немощный сосуд: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3: 7). Так она создана Творцом. Немощный сосуд. Это не плохо, абсолютно. Значит, так надо, значит, такова была воля Господа Создателя. Может быть, именно благодаря этому немощному сосуду мужчина может свою неумеренную силу умерить, остановить, направить в нужное русло.

И кстати, женщина, в отличии от Адама, создана в раю. Это райское творение. А Адам нет.

- А вот другой апостол, Павел учил, что женщина да молчит в Церкви: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1 Кор. 14: 34). Или в другом месте: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим. 2: 12). То есть вот здесь и сокрыта дискриминация, умаление женщины?

- Ну, почему же? Попробуем разобраться. Представьте ситуацию, некто говорит: вот, дескать, какой нехороший Творец. Он только женщину наделил счастьем материнства. А чего это такая несправедливость? Мы, мужики, тоже хотим рожать, тоже хотим быть мамами. Вот вы смеётесь. И правильно смеётесь, потому, что это глупо. Да, мужчина никогда не сможет стать матерью, так устроил Господь. И это мудро и правильно. Значит и то, что женщина не может, по воле Господа, учить в Церкви – это тоже мудро и правильно. И разве в учительстве состоит дело спасения? Ведь святость доступна всем одинаково, независимо от пола, возраста и социального положения. Не сказано же, что раз мужчина учительствует в Церкви, он автоматически ближе к Богу и святее. Вовсе нет. И мы знаем одну Женщину, именем Мария, которая выше всех ангелов и архангелов, которая ближе всех существ видимых и невидимых к Господу Богу. Какое же тут умаление женщин?

- Конечно. Подвиг Пресвятой Богородицы – это тот подвиг, которого ни одному мужчине никогда и близко повторить не удастся.

- Да. Именно так.

- Довольно часто наши оппоненты в религиозных спорах упрекают нас, дескать, вы, православные, живёте по домострою, где жена да убоится мужа своего. Страшные вещи, оказывается, творятся в христианских семьях.

- Что значит «да убоится»? Я всегда, когда приходится венчать людей, обращаю внимание на эти слова, не «домостроевские» кстати, это слова апостола Павла: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33). Что значит бояться мужа? Это всего на всего означает страх обидеть, огорчить чем-либо, страх перестать быть любящей и любимой. Понимаете? Этот страх ничего общего не имеет с практикой домашнего насилия. Нигде в христианстве не сказано, что мужчина имеет право распускать руки, бить свою жену, унижать её словесно, морально и физически. И если некий человек, именующий себя мужчиной, решит, что ему позволено рукоприкладство по отношении к жене, это кто угодно, но не христианин.

- И ещё довольно часто нам ставят в вину, даже представители религиозных конфессий, называющих себя христианскими, что мы, православные, настолько закоснели в своём дремучем учении, что запрещаем женщине быть священниками, епископами. А почему, кстати, нельзя женщине стать священником?

- А почему женщина должна быть священником? Я ещё раз хочу подчеркнуть, в деле устроения нашего мира Богу виднее, как и что делать. Правильно? Богу виднее, почему именно мужчина должен быть священником. Кстати, не будем забывать, что Первосвященник у нас Иисус Христос. А с точки зрения мирской небожественной справедливости, вот простой пример. Человек смотрит на ребёнка и говорит: «Ага, он не работает. Тогда и я тоже не буду работать. Хочу таких же прав, как и у этого младенца». Но извини, дорогой, из младенческих штанишек ты уже давно вырос, и в детский сад тебе ходить поздновато. Каждый в этом мире выполняет свою функцию. Кто-то ходит в детский сад, кто-то лечит людей, кто-то защищает Отечество, а кто-то служит Богу в Церкви.

- «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4: 11).

- Именно так. Или возьмём физиологические особенности нашего организма. Вот есть тело, есть ноги, руки, голова, наконец. И вот ухо говорит, чего это, мол, у рук такие права, они всё хватают. Я, мол, тоже хочу быть руками. А шея захотела быть ногами, чтобы ходить по земле. Ну, нонсенс же! Полная глупость. Так и здесь. Ну, зачем стремиться к тому, что не Богом устроено, а человеческими страстями. Может, иным слишком эмансипированным женщинам не даёт покоя епископская панагия и жезл? Славы захотелось? Я снова и снова возвращаюсь к тому, что женщине Богом дано то, о чём нам, мужчинам, не приходиться и мечтать: материнство. Женщина рожает, выкармливает и воспитывает ребёнка. Но мы же не топаем ножками, не требуем равных прав с женщинами. Мы говорим, слава Богу, за всё, и за то, как мудро и справедливо Он устроил этот мир.

- Ну, и кроме того, раз уж мы говорим о физиологии человека, давайте вспомним, что в Писании строго запрещено участвовать в церковных таинствах, прикасаться к святыням, а в Ветхом Завете и просто посещать храм при кровотечении (Лев. 15). И в силу особенностей женского организма, в определённые дни ей участвовать в Богослужениях нельзя. Так как же она будучи «священником» сможет преодолеть эти запреты?

- Да-да. Есть определённые нюансы. Но, обратите внимание, если человек, любой человек, не только женщина, говорит, что ему наплевать на установление Церкви, что ему просто очень хочется быть священником или епископом, то он, по сути, возводит себя в ранг бога. Плевать мне на Творца, я сам бог, потому что я так хочу. И женские физиологические особенности для такого человека не помеха.

- Если вернуться к началу нашего разговора, к эмансипации, феминизму, удивительная вещь, многие наши оппоненты рассуждают, дескать, что там ваш праздник жен-мироносиц, он никогда в народе не приживётся. Вот есть 8-е марта, международный женский день – это праздник всего нашего народа. И тут приходится констатировать, насколько коротка наша историческая память. Давайте вспомним. Именно с 8 марта 1917 года, по сути, начинается февральская революция, свергнувшая российское самодержавие и обернувшееся вскоре небывалыми многомилионными жертвами для нашего народа. Именно женщины вышли 8 марта или 23 февраля по старому стилю на улицы российской столицы требовать равенства и избирательных прав. Этим воспользовались определённые силы, и началось…

- Да это очень прискорбно. Осуждая революцию, праздновать событие предварившее революцию. А давайте вспомним как всё это начиналось в Европе. Кто был первыми активистками движения феминисток? Представительницы одной очень древней профессии, которые тоже решили бороться за свои права. Я не против праздника 8-е марта, как некоего государственного. Вообще любой человек может и должен отстаивать свои права. Если государство обижает человека, не выплачивает ему заработную плату, он вправе выйти на улицу и потребовать вернуть долг. Но при чём здесь Церковь? Церковь не обязана праздновать протесты людей. Церковь вообще не обязана праздновать государственные праздники. Подчёркиваю, не отдельные христиане, а Церковь как таковая. Есть праздники, которые Церковью благословляются. Например, день Победы. Хотя, давайте будем честны, день Победы – это не совсем государственный, а скорее общенародный праздник.

А если кому-то очень хочется праздновать 8-е марта, проявить внимание к любимой женщине, поздравить коллег по работе, ну, почему нет?

- Хорошо бы если только внимание к женщине. Часто женский день заключается в банальной пьянке. То есть женщины отдыхают, а мужчины пьют за их здоровье.

- Видите, мужчинам сложнее. Надо их пожалеть, пожалеть их печень. Такая тяжёлая у них миссия в этот день. Ну, а если серьёзно, как священник могу точно сказать среди наших прихожан с каждым годом всё больше и больше людей, которые предпочитают отмечать не 8-е марта, а день Святых жен-мироносиц. И моя задача как священника объяснять людям, что у нас с самых древних времён был и есть женский праздник, благословлённый Церковью. День, когда мы вспоминаем подвиг именно женщин. День, когда мужчинам, может быть, должно быть стыдно за своё малодушие. Помните, когда Иисус был схвачен, все мужчины, все Его ученики разбежались в страхе, а женщины пошли за Христом. И когда мироносицы шли ко гробу, они не рассуждали, что там с ними будет, допустят ли римские солдаты их к телу Спасителя, не схватят ли и их, как учениц Господа. Они просто шли за своим Учителем, за Господом Иисусом Христом. Женщины, не мужчины. Так и по сей день наши женщины, наши «белые платочки» безропотно следуют за Христом, в самые трудные часы для земного и Небесного нашего Отечества, в войну и голод, в революции и репрессии, в перестройки и прочие реформы. Высокий и священный подвиг быть в Церкви женщиной. И мы, мужчины, чтим этот подвиг. Чтим и помним. Аминь.

- Огромное спасибо за беседу.


Читайте также: