Быть Православным! | Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви Быть Православным! | Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви ru Fri, 09 Aug 2019 09:49:39 +0300 2631309253 Что значит быть Православным Христианином? https://adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/byit-pravoslavnyim/chto-znachit-byit-pravoslavnyim-xristianinom1.html Пресс-служба Майкопской и Адыгейской епархии Быть православным!

Что значит быть Православным Христианином?

Мы продолжаем разговор на тему: Быть Православным! , начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово священнику Александру Ионитису.

Что значит быть Православным Христианином?

Как правило, за этим вопросом следует очевидный ответ - Православный, тот, кто принадлежит к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви , этот человек живет религиозной жизнью, посещает храм, периодически или систематически участвует в церковных таинствах и т. д.

Для большинства из нас такое словосочетание как православный христианин еще недавно было единым понятием, и, фактически, этот термин не разделялся на православного и христианина . Но по моим личным наблюдениям, в обществе термины христианин , христианство постепенно начинают терять первоначальное значение. И горько осознавать, что вместе с этим начал исчезать дух самого христианства, да и вообще, если посмотреть на православную общину, то общиной ее назвать нельзя.

Понимание церковных таинств, например таких, как Таинство Евхаристии, извращается. Люди идут к Святому Причастию, чтобы получить исцеление от физических недугов, или, чтобы Бог помог и дал просимое - чтобы дочка, внучка, сын или еще кто-нибудь стал жить хорошо и т.д. В общем, ради многого, но только не ради того, чтобы соединиться со Христом, чтобы принять в себя благодать, которая бы внутренне преобразила человека, для того что бы он стал ближе к Богу. Зачастую об этом мало, кто задумывается.

Таинство покаяния перестало быть таинством плача о грехах, оно больше не понимается, как дверь, через которую человек выходит очистившимся и полным решимости изменить свою жизнь и больше не совершать ранее содеянные грехи, и вообще иметь решимость вести хоть какую то борьбу со грехом. Таинство покаяния стало просто проходным билетом к таинству Евхаристии.

И эти примеры, которые были приведены выше, очень ярко свидетельствуют о том, что в нашей церковной жизни что-то идет не так.

Если мы обратимся к СМИ, то мы увидим черносотенцев, православных хоругвеносцев, монархистов, распевающих Боже царя храни , увидим Чины покаяния , которые проходят то тут, то там, каких-то православных активистов, эпатирующих публику своими выходками. Проходя по городу, видишь на молодых людях футболки с надписью Православие или Смерть , Я русский и т. д. Распространились также непонятные послушники, иноки, которые мигрируют от храма к храму, от монастыря к монастырю, пугают и смущают народ рассказами о скором пришествии царства антихриста, активно призывают к почитанию псевдосвятых таких, как Иоанн Грозный и Григорий Распутин, кричат о том, что иерархия безблагодатна и тому подобное. Но, стоя на воскресной службе в храме, невольно задаешься вопросом: А где эти молодые люди, кричащие о своей православности, где эти иноки? Почему их нет на службе?

В наше время зачастую православная община это некое собрание, в котором прихожане занимаются ротацией кадров, перемещая епископа с кафедры на кафедру, священника с прихода на приход, занимаются написанием коллективных писем с жалобами в патриархию или архиерею. Большая и трудная работа проходит по улучшению и оздоровлению церковной среды, такое большое дело делается по исправлению своего ближнего, но вот как-то совершенно не остается времени на себя самого.

Мы забыли о том, что мы ученики Христовы, мы христиане. К сожалению, для большинства православных, посещения храма и служб носит характер некоего хобби, в том смысле, что человек только во время пребывания в храме пытается быть христианином, а выходя за церковную ограду он перестает таковым быть. Или человек, называя себя православным христианином, ходит в храм только для того, чтобы что-то получить от Бога, ждет какого-то чуда, но, не получая ожидаемого или сталкиваясь с искушениями, покидает лоно Церкви, отрекается от Христа. У протопресвитера Александра Шмемана есть такие слова: Да, за Христом следовали толпы, пока Он помогал, исцелял, творил чудеса. И эти же самые толпы бросили Христа и кричали распни Его! Люди почувствовали страшным инстинктом зла, что в этом совершенном Человеке, в этой совершенной Любви их обличение, что самой своей любовью, самим своим совершенством Христос требует от них жизни, которой они не хотят, любви, правды, совершенства, которые для них невыносимы. Этого свидетеля нужно убрать, уничтожить .

Для современного православного христианина, важно понимать, что то христианство, которое он исповедует, те клятвы, которые он давал при крещении, либо за себя самого, либо за своего маленького крестника, это не просто слова: Верую Ему как Царю и Богу . Эти слова должны стать образом жизни, образом мысли, целью, к которой необходимо стремиться и совершенствоваться. Именно нравственное самосовершенствование, наблюдение за самим собой, самоанализ и приобщение к Евхаристии, чтение Священного Писания в человеке произведут позитивные изменения. И именно тогда этого человека с полной уверенностью можно назвать православным христианином.

Иерей Александр Ионитис.

]]>
Fri, 09 Aug 2019 09:49:40 +0300
2535152435 Что значит быть православным христианином? https://adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/byit-pravoslavnyim/chto-znachit-byit-pravoslavnyim-xristianinom.html Пресс-служба Майкопской и Адыгейской епархии Быть православным!

Что значит быть православным христианином?

Мы продолжаем разговор на тему: Быть Православным! , начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово матушке Ольге Евенко.

Что значит быть православным христианином?

Сегодня, наверное, каждый человек, крещенный в православной церкви, считает себя христианином, но не каждый задумывается над вопросом: что это значит - быть православным христианином? Святитель Феофан, затворник Вышинский дал такой ответ на этот вопрос: Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и всё ею повеленное строго исполнять [Святитель Феофан Затворник, Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни].

Например, человек крестился и считает себя православным христианином, но он не имеет даже приблизительного понятия о Христе, о домостоительстве нашего спасения, об обязанностях христианина перед Церковью. Если после Крещения человек не живет по-христиански, он теряет то благодатное общение, которое приобрел в Крещении. Священномученик Киприан Карфагенский писал: Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа .

А если человек и заповеди старается соблюдать, и в церковь ходит регулярно, молится, постится, зажигает свечи, исполняет другие духовные правила, можно ли его считать православным христианином?

Мало выполнять правила, нужно жить по заповедям Божиим, возрастить в себе любовь к Богу и ближним, творить дела милосердия, стараться исправиться. Вера должна менять человека, преображать душу. Быть христианином это не выполнение правил, это образ жизни.

Бог хочет видеть нас своими детьми. Об этом можно прочитать в Первом послании апостола Иоанна Богослова: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. (1 Ин. 3:1). То есть мы люди должны любить Его как своего Небесного Отца, должны понимать это отцовство. Не написано, что Бог хочет видеть нас своими рабами. Рабы выполняют повеления начальника ради заработной платы или из страха наказания, а дети выполняют все, что хочет отец из любви к нему. Как научиться любить Бога? Сам Господь научил нас этому, сказав: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди . (Ин.14:15)

Людям Иисус Христос дал заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею (Мк. 12:30). Из этой заповеди ясно, что Бог хочет, чтоб мы Его любили. А когда любишь, то делаешь все чтобы не огорчить, не обидеть своим поведением Того, Кого любишь, стараешься радовать Его, благодарить за всякую малость, не расстраиваешься, если Он тебе чего-то не разрешает или не дает того, чего просишь. Любить Бога значить посвящать ему время изо дня в день, чтобы помолиться, чтобы открыть перед Богом наши сердца, чтобы поблагодарить Его и прославить Его, чтобы поразмыслить над Его спасительным словом. И если истинно любишь Бога, то и ближнего будешь любить, потому что он тоже Божие творение, и в нем есть Его частичка. Любовь ко Христу и ближнему должна быть основой жизни христианина, его деятельности в церкви, поведения дома или на работе, ежедневного общения с семьей, друзьями, посторонними людьми. Она должна руководить мыслями, чувствами, разговорами, электронной перепиской христианина и непременно должна являться основой его литургической жизни.

Именно это означает быть православным христианином. Не называться, не казаться, а именно быть.

]]>
Fri, 09 Aug 2019 09:49:41 +0300
2938011945 К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского https://adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/k-700-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo/ Пресс-служба Майкопской и Адыгейской епархии Быть православным!

К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

О, Русь, великая загадка! Сколько же раз в истории твоей наступали часы, когда само существование твоё казалось более невозможным, когда «погибель русской земли» из метафоры обращалась в наичернейшую реальность. Но неизъяснимо, в самые чёрные минуты нашей истории являлись вдруг светильники неизреченной яркости, подобные евангельскому свету, что во тьме светит, и тьма не может его объять.

Недалеко от Москвы, в городе Сергиев Посад расположена великая русская Лавра. Свято-Троице Сергиев монастырь. Сердце русского Православия. Одна из самых почитаемых общерусских святынь. В самые тяжёлые и, пожалуй, решающие для судеб России часы, Лавра всегда являлась для русского народа и для всей страны нашей примером верности российскому историческому пути, силы духа и бескорыстной любви к своему Отечеству.

За 100 лет, начиная с 1340 года на Руси возникло до 150 новых монастырей по примеру и образцу Свято-Троицкого, воцарившегося на холме Маковец. Основателями большинства из них были ученики, друзья и собеседники преподобного Сергия или ученики учеников игумена.

Куликово Поле — центр переплетения всех русских судеб. От века 14 до наших дней. Каждый русский человек, КАЖДЫЙ так или иначе связан с полем нашей истории, полем нашей славы, полем нашей самоидентичности. Именно здесь в огне и страшной сече явилась миру русская нация. Судьбы России, словно из одного запутанного клубочка берут своё начало здесь, распутываясь прочными, разноцветными нитями по просторам и весям всей Руси.

]]>
Fri, 09 Aug 2019 09:49:42 +0300
1855890487 Что значит быть православным? https://adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/byit-pravoslavnyim/chto-znachit-byit-pravoslavnyim1.html Пресс-служба Майкопской и Адыгейской епархии Быть православным!

Что значит быть православным?

Мы продолжаем разговор на тему: Быть Православным! , начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. К нам пришло письмо, к сожалению, без подписи, с мнением по этому вопросу. Мы сочли нужным включить его в нашу дискуссию.

Что значит быть православным?

К сожалению, на этот вопрос не находится ответа у большинства современных людей живущих в нашей стране, хотя многие из них отождествляют себя с верой отцов, а если же и дается ответ на поставленный вопрос, то зачастую он не соответствует учению и опыту Церкви. Красота и глубина православной веры остается невидимой для большинства. Многие люди предпочитают плавать на поверхности вокруг внешней обрядовой стороны, суеверий и мифов, связанных с православием.

В Святом Евангелии Господь и Бог наш Иисус Христос говорит: Не всякий, говорящий мне Господи, Господи! Войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут мне в тот день: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не твоим ли именем бесов изгоняли? И не твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня делающие беззаконие (Мф. 7:21,23).

Святые отцы дают нам разъяснение Евангельских слов. Так, святитель Григорий Палама говорит: То, что мы истинно веруем Богу, пусть будет явленно на основании наших дел и соблюдении заповедей Божиих. А то, что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утверждено, благочестиво мыслим о Нем; явим тем, что мы единодушны с богоносными Отцами нашими .

Видишь на дереве сухую ветвь, - пишет святитель Тихон Задонский, - которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющий свою жизнеспособность. Такой не имеет части со Христом, который есть истинная виноградная лоза (Ин.15:1), и с истинными христианами, которые есть члены тела Его (Еф.5:30) .Он Чужд и надежды на вечную жизнь, пока остается таким .

Бывает, что человек, который не имеет постоянного духовного упражнения, подвига, аскезы, стоит вместе с другими в храме, крестится, кланяется, но духовно он мертв. Таковой рано или поздно отходит от общины, от храма. Он признает, что Христос есть, но живет сам по себе, вспоминая о Боге, о Церкви, о своей душе лишь время от времени. Хорошо, если еще вспоминает, а то, бывает, просто механически приходит в храм на праздники или для того, чтобы окрестить своих детей, потому что родители настояли, или затем, чтобы освятить кулич на Пасху или набрать крещенской воды.

О том, что не только словом, но и делом необходимо исповедовать веру, написано во многих местах Священного Писания:

1.Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (От Матфея 10: 38-39)

2.Кто говорит: я познал Его , но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Иоанна 2: 4-6).

3.Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1 Иоанна 1: 6-7)

4. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. (Иоанна 15: 10-14).

Мы знаем, что любая проблема начинается с конкретного человека. Источником целого ряда проблем в современной церковной жизни является большое число невоцерковленных людей. Очень многие сегодня признают себя православными, но живут вне церковной традиции, вне христианской нравственности. Человек принял крещение, надел крестик, но осознанно он не стал христианином. В крещении он родился для новой жизни, жизни во Христе. Но поскольку человек ничего не делает, чтобы расти духовно, то и после крещения вся его жизнь остается по-прежнему полностью погруженной в суету и светские занятия, он становится мертворожденным духовно. В наше время, в так называемых православных странах , широко принято почти каждого считать христианином. Только немногие люди отказываются от этого титула . Например, в России, большинство людей позиционируют себя членами Православной Церкви. В Болгарии и Румынии большинство жителей считают себя православными (и только некоторые официально представляют себя не христианами). Все ли они действительно христиане?

В христианском мировоззрении православным может быть и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет спасения. Только смирившийся внутри себя человек способен к правильной, то есть спасающей вере, во Христа. Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивает: Не в рассудочной вере в то, что Христос пришел, пострадал, и воскрес начало обращения ко Христу, ибо и бесы веруют и трепещут, а напротив сама вера рождается из познания своей греховности, своего падения .

ИЗ ЭТОГО ФАКТА МЫ С УВЕРЕНННОСТЬЮ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВОСЛАВНЫМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН БОЛЕН И ОБРАЩАЕТСЯ КО ВРАЧУ ДУШ И ТЕЛЕС НАШИХ-КО ХРИСТУ СПАСИТЕЛЮ.

Далее мы поговорим об утверждении, что православие - это религия слабых и немощных людей, которые боятся даже своей тени и толком ни к чему не способны. Такое мнение можно легко опровергнуть, если обратиться к истории православных народов, где на арену главных событий выступали люди православного духа. Они принимали судьбоносные решения для своей страны и своего народа в драматические моменты истории и вели за собой людей. Многие из них причислены Церковью к лику святых. Например, Александр Невский, Сергий Радонежский, Патриарх Гермоген, Димитрий Донской, Иосиф Волоцкий и многие другие.

Также можно с уверенностью сказать, что человек, который выносит свое Я на периферию и ставит в центре своей жизни Бога, может называться человеком мужественным, ибо и из примеров жизни мы называем лучшими тех людей, которые жертвуют собой ради других. Такие люди, свое самодовлеющее Я стараются обуздать и свои интересы в соответствии с законом любви положить на жертвенник за ближних. Подобное поведение полностью отражает заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, значит и православное понимание проблемы. Тем мужественнее поступают те, которые жертвуют своими привычками, наслаждениями ради Бога.

Часто те люди, которые утверждают, что православие - это удел слабых, никогда не жили по Евангельским ориентирам, но те, кто своей жизнью исповедует принципы христианской жизни, вспоминая свою жизнь вне Церкви и сравнивая свою жизнь находясь в ней; всегда с уверенностью скажут: быть Православным - это значит быть сильным человеком! Ибо Православие призывает победить в себе страсти, которые стоят преградой между человеком и Богом. И потому бой с самим собой, есть самый трудный бой, и победа из побед - победа над собой!

Православный человек - это тот кто понимает, что в церковь нужно ходить не только для того чтобы зажечь свечу перед иконой или заказать сорокоусты. Он разумеет, что в церкви ничего нельзя купить. По одной простой причине: церковь это место, где раздаются дары. Не гуманитарная помощь, конечно, не какие-то спецзаказы. Не надо выстраиваться в очередь, занимать место заранее, тут нет VIP-зоны, просто ЦЕРКОВЬ ЭТО ТАМ, ГДЕ ХРИСТОС РАЗДАЕТ ДАРЫ. И что самый главный дар, КОТОРЫЙ БОГ ПРИНОСИТ ЧЕЛОВЕКУ ОН ПРИНОСИТ САМОГО СЕБЯ. НЕСТЕРПИМЫЙ, ТЯЖЕЛЕЙШИЙ, НЕВОЗМОЖНЫЙ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ДАР. Нельзя заплатить за самое главное в церкви за милость Божию, за любовь Божию, за возможность быть услышанным, за возможность быть прощенным. НЕЛЬЗЯ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ТО, ЧТО ТЫ СОЕДИНЯЕШЬСЯ СО ХРИСТОМ. Но ведь это и есть самое главное.

Быть православным значит отчетливо разбираться в том, что главное, а что второстепенное. Понимать, что мы можем попросить у Бога не только крепкого здоровья, успехов в работе и счастья в личной жизни, ибо этим не ограничивается милость Божия . К тому же, если человек читает Евангелие, то он, с удивлением узнав Евангелие, увидит, что ничего подобного Господь никому, не обещает, не гарантирует и даже не желает.

И последнее, очень важное Православный человек, это тот, который понимает, что помимо того, что Бог его слышит, нужно и ему научиться слышать Бога. Христос на Тайной Вечере поведал своим ученикам сакральное, в молитве обращаясь к Своему Отцу: И все Мое Твое, и все Твое Мое (Ин. 17: 10). И вот человек, который приходит к Богу по-настоящему, он не может не сказать этих слов Богу: Все мое Твое . Это самые главные слова, которые человек может сказать Богу, вручить себя Богу, в руки Божии.

Быть православным - значит не бояться полностью довериться Богу. Не лукавить: А мне все Твое не надо. Мне-то надо от Тебя только это, это и это. А все Твое это слишком тяжело. Это слишком страшно. Это слишком невыносимо . Человек не православный НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ ЭТО БРЕМЯ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ ДАР, ЗА КОТОРЫЙ НАДО ОТВЕЧАТЬ, ЧТО ЭТО БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Быть православным значит понимать, что церковь - это место, где человек может стать похожим на Христа. Нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в каком другом месте, ни в каком другом мире это не может с человеком произойти, а вот ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СТАТЬ ПОХОЖИМ НА ХРИСТА. Через церковь Господь подает ему Себя. И через это восприятие Христа, через жизнь по Евангелию в церкви человек потихонечку, понемножечку, через огромные труды несения креста становится похожим на Христа.

]]>
Fri, 09 Aug 2019 09:49:43 +0300
3197416348 Православие и либеральная идея https://adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/byit-pravoslavnyim/pravoslavie-i-liberalnaya-ideya.html Пресс-служба Майкопской и Адыгейской епархии Быть православным!

Православие и либеральная идея

Мы продолжаем разговор на тему: Быть Православным! , начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово писателю Олегу Селедцову.

Я бы хотел, несколько отвлекаясь от заявленной темы нашего разговора, затронуть сегодня вопрос, так или иначе с ним связанный: Православный патриот в современной либеральной России . Вопрос этот представляется мне весьма важным, хотя бы потому, что либеральная или вернее будет сказать: псевдолиберальная идея прочно укоренилась в сознании и деятельности российских элит с конца 80-х годов прошлого столетия до сего дня. Кто же такие эти русские либералы и каково их отношение к патриотизму и Православию?

Либералы вообще, в основной своей массе люди умные, мудрые даже, по-своему, повторяю: ПО-СВОЕМУ, любящие Россию, но или слишком часто бывают в Лондоне, Париже и где-нибудь в Филадельфии, или слишком верят в идиллии картинок земного рая в каком-нибудь Амстердаме, Гётеборге или Гамбурге, или сверхмного смотрят телевизионный канал Ливень , или сверхчасто читают газету Московский молодой либерал , или не слушают ничего, кроме радиостанции Московские раскаты эха .

Особенно это касается провинциальных либералов. Здесь они и держатся особняком, и стараются походить в выражениях, в интонациях, да и внешне на лидеров либеральной оппозиции. Либералы вообще похожи друг на друга. Нет, правда!

В октябре прошлого года я был в Подмосковных Липках на последнем (в смысле, закрываются Липки ) Форуме молодых писателей России. Весьма забавно было наблюдать картинку круглого стола , например, современных поэтов. Или прозаиков. У сцены стоит столик. За ним сидит мэтр, а рядом на стульях ютятся юные дарования. Почему-то почти все (или все) юноши. Напротив них, в первом ряду конференц-зала восседает литературная элита. Ну, вы догадались. Это, конечно же, критики. Вернее, критикессы. Все они одинаково одеты. У всех длинные, льющиеся по плечам волосы. Все в очках. Все худенькие и стройненькие. И говорят до жути умные фразы, значение которых простым смертным понимать явно не дано. Время от времени из чёткого ряда изысканных, стройных, но отнюдь не худеньких словоформ вырываются на свет Божий и вовсе страшные, ввергающие неискушённого слушателя в состояние моральной заикоты, слова: аллюзии, дискурс, катарсис, симулякр и проч Страшно? Вот и мальчикам, простите, юным поэтам и прозаикам, сидевшим в президиумах круглых столов конференц-зала Липок было не до смеха. Кто-то пытался хоть приблизительно понять, о чём вещают критикессы (которых там бывало до семи штук на каждом таком столе ), кто-то икал спасения в имитации глубокого сна. Некоторые юношки всё-таки пытались что-то ответить. О прозе там, о стихах, простите за выражение. Но критикессы, окатив очередного оратора порцией снисходительно-презрительного смеха, вновь принимались за симулякры, дискурсы и аллюзии . Даже один из мэтров, главред Сверхнового мира как-то не выдержал и ответил одной из вершительниц литературных судеб с виноватой улыбкой: Ну, не понимаю я этого .

И всё-то стройно у них, всё-то правильно, никаких изъянов или проколов. Хотя Очевидно, уверенные в том, что вокруг них всегда и исключительно только такие же либералы, как и они сами, СВОИ, что все окружающие знают, О ЧЁМ идёт речь, наши антиллигенты время от времени проговариваются.

Так редактор Независимой ни от кого газеты на одной из лекций в порыве откровения открыл страшный секрет Полишинеля, а именно, почему либералы так не любят нынешнего Патриарха Московского и Всея Руси. Вот ответ, почти дословно:

В 2012 году к власти в стране пришли люди, которые считают, что Россия должна быть исключительно консервативной. Но единственной реальной силой, которая может сплотить всех консерваторов в стране, является РПЦ.

Хе. Вот он, вот он враг либералов. Вражина. Тут не в дорогих часах пресловутых, не в приевшихся батюшках на Мерседесах дело. Тут жуть и страх. А вдруг, да не дай Бог, Патриарх станет духовным лидером всяких там почвенников и прочих патриотов! А к этому, между прочим, идёт. Кирилл великолепный оратор, так порой сыпет с кафедр православных соборов проповедями, что дискурсы, аллюзии и даже, простите, симулякры отдыхают. Тот самый мой друг, с которого я начал свой сумбурный рассказ, по поводу Патриарха выразился так: Не люблю Кирилла. Вот АлЕксий (они по-прежнему называют покойного Патриарха с ударением на 2-ой слог) был хорошим Патриархом. Такой тихенький, добренький старичок . Хе-хе. Вот такие Патриархи и Президенты нужны нашим либералам: тихенькие и дохленькие старички-добрячки.

Отсюда все эти омерзительные до тошноты издёвки в паутине по поводу любых событий, связанных с православной церковью. Вот лишь немногие из последних, вызвавших очередные либеральные истерики: предложение Ивана Охлобыстина сажать за мужеложство, увольнение из МДА протодиакона Андрея Кураева, гастроли в России святынь - это о Дарах Волхвов (прости меня, Господи, что приходится это повторять). И таковыми блевотными плевками злобы в адрес Матери нашей Православной Церкви интернет просто кипит.

Одним из самых распространённых приёмов ведения полемики для либерала является пресловутый антисемитизм. Скоро начнутся погромы! - уверяют либеральные лидеры. Видимо, они знают нечто, чего не знаем мы простое русское неантиллигентное быдло. Месть воспоследствует! грозит один из таких либералов, спрятавший имя под паутинным ником , комментируя мои патриотические стихи о Поле Куликовом.

Спешу успокоить своих паутинных оппонентов: месть не воспоследствует. И имперского величия тоже не будет. Хотя бы потому, что русских в моей стране меньшинство. Я не по паспорту, тем более, что в паспорте и графы-то национальной нет, я по духу имею ввиду. И на Поле Куликово сегодня выходить некому. Общество расколото так, что каждый сидит в своей ракушке, с умным видом рассуждая оттуда о Путине, о Болотной, о законе Магницкого и об ответном законе Димы Яковлева, о pusьках , о часах патриарха, о хорошем Прохорове, о скандале с рособорон (простите) сервисом, о плохом Прохорове. О несчастных российских сиротах, которых теперь не будут усыновлять добрые и обеспеченные дяди и тёти из звёздно-полосатого рая. О негодяях из оппозиции, которые вместо того, чтобы устраивать протестные митинги, взяли бы да и сами усыновили бы по сироте. А Хакамада двоих. А Ксюша Собчак сразу четверых. Вот и решили бы хоть одну российскую проблему.

Ещё про оговорки по Фрейду . Там же в Липках одна очень, без всякой иронии, ОЧЕНЬ талантливая Питерская поэтесса сказала мне в личной беседе: Когда ехала сюда, страшно боялась, не дай Бог запишут в почвенники . Вот оно чудовище, которое никогда не обернётся для либералов в прекрасного принца (слабонервные, не читайте, закройте глаза, а для стойких всё-таки произнесу это страшное слово) почвенник. Ух! Страшно?

Ещё один юный талантливый московский прозаик, студент Литинститута, проходя мимо семинара журнала Наш Современник , изрёк: Патриотизм мерзопакастное чувство, вызывающее ощущение гадливости. Кажется, это сказал Черчиль .

Увы, молодой человек, Черчиль такого сказать ну, никак не мог, так как был до мозга костей патриотом патриархальной Англии. Такие слова в начале 90-х годов изрыгали исключительно лидеры либеральной революции в России, всякие там Чу, Гай, Шу и Чер, и проч

Но довольно об этом. В целом, повторюсь, либералы сегодня это умные, интеллигентные, талантливые ребята, многие из них почти гении, в своём роде. Как говорится, дай им Бог. А вот нам бы, тем, кто не смотря ни на что по-прежнему считает себя патриотом своей Родины, кто по велению сердца ходит в Храмы НАШЕЙ Православной Церкви, кто почитает священноначалие и искренней сыновней любовью любит НАШЕГО Патриарха, кто не приготовил себе запасных домиков на Лазурном Берегу, кто не обучает любимых чадушек в Лондонских университетах, кто не ворует, не берёт взятки, не блудит по домам терпимости , кого воротит от голубых содомитов, и главное кто сверяет, старается во всяком случае сверять свою жизнь с Путями Христовыми. Дай нам Бог оставаться со Христом. Дай нам Бог быть хозяевами в своём доме. Дай нам Бог быть Православными!

Олег Селедцов.

]]>
Fri, 09 Aug 2019 09:49:44 +0300
1261070643 Что значит быть православным? https://adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/byit-pravoslavnyim/chto-znachit-byit-pravoslavnyim.html Пресс-служба Майкопской и Адыгейской епархии Быть православным!

Что значит быть православным?

Мы продолжаем разговор на тему: Быть Православным! , начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово послушнику Свято-Михайловской Афонской Закубанской общежительной пустыни Андрею Мартыненко.

Что значит быть православным?

C егодня в обществе прогрессируют разобщенность, агрессия при внешнем материальном благополучии и даже переизбытке. Все это неискушённого человека может ввергнуть в уныние. Что делать, как реагировать на эту ситуацию православному христианину и что значит быть православным?

Старец Силуан Афонский советовал своим духовным чадам любить всех, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти. В этом кратком изречении выражена основная цель жизни христианина и его мировоззрение. Православие это жизнь. Однако, сегодня все изменилось.

Наше Православие это островок среди мира, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все более отчуждают нас от Православной веры. Многие люди подвергаются искушению разделить своё бытие на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями, в мирских делах, а с другой стороны Православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время. Но если взглянуть пристальнее, мировоззрение такого человека часто представляет собой странное сочетание христианских и мирских ценностей. Какая-то неопределенность и путаница проникли теперь в православную среду. Жизнь в современном мире стала очень искусственной. Всякого, кто взглянет на нашу действительность в перспективе жизни, которую вели люди в прежние времена, не может оставить равнодушным то, насколько ненормальной стала жизнь сейчас.

В прошедшие века даже, в России 19 в. православное мировоззрение было частью общественной жизни и поддерживалось окружающей действительностью. Почти не было нужды и говорить о нем, как о чем-то отдельном все (даже те, которые чуть позже в буре смут и революций отреклись от Христа, став воинствующими атеистами) жили по- православному в согласии с окружающим православным обществом. Во многих странах даже правительство исповедовало Православие, которое было центром общественной деятельности, и сам Царь или правитель исторически был первым православным мирянином, обязанностью которого было подавать своим поданным пример христианской жизни. В каждом городе России возводились православные церкви, и во многих из них службы совершались ежедневно утром и вечером. Монастыри были во всех больших и малых городах, за их пределами, в деревнях, в удаленных и пустынных местах. В России насчитывалось более тысячи официально зарегистрированных монастырей. Монашество являлось общепризнанной частью жизни. Действительно, в большинстве семей кто-нибудь - сестра или брат, дядя, дедушка, родственник принимали монашество, не говоря уже о других примерах православной жизни, странниках и Христа ради юродивых. Весь образ жизни пронизывало Православие, центром которого, конечно, было монашество. Православные обычаи были частью повседневной жизни. Большинство повсеместно читаемых книг были православными. Сама повседневная жизнь для большинства людей была трудной; им приходилось много работать, чтобы выжить, ведь смерть не являлась редкостью все это подкрепляло учение Христа о реальности и близости другого мира. В таких обстоятельствах жить по православному означало то же, что и иметь православное мировоззрение, и мало было необходимости говорить об этом. Сегодня мы находимся в иных условиях.

C мысл этого всеохватывающего искушения (вполне открыт в его мирской форме, а в религиозных формах обычно более скрыт) заключается в следующем: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. Когда мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что мир, который создал избалованное поколение МНЕ , предъявляет душе тоталитарные требования, отвергающие полноценную православную духовную культуру.

Но можно спросить, какое все это имеет отношение к нам, старающимся вести, насколько это возможно, трезвую православную христианскую жизнь? Самое непосредственное! Православие, действительно, имеет свою внутреннюю жизнь, но оно также не столь уж далеко от жизни окружающего мира, и поэтому жизнь православного христианина, даже когда он действительно православный, не может не отражать её так или иначе. К сожалению, мы часто этого не учитываем.

Существуют два ложных подхода к жизни вокруг нас, которые многие принимают, думая, что это и есть образец, как должны поступать православные христиане. Один, наиболее распространенный подход просто идти в ногу со временем: приспосабливаться к поп музыке, современным модам и вкусам и всему ритму нашей индустрии развлечений. Этот путь полное несчастье для христианской жизни, это смерть души. Некоторые могут вести внешне пристойную жизнь без борьбы с духом времени, но внутренне они мертвы или умирают, и, что печальнее всего, их дети платят за это различными психическими и духовными расстройствами и болезнями, которые все более и более распространяются. Одним из лидеров культа самоубийц, который столь эффектно закончил свое существование в Джоунстауне в 1976 г. была юная дочь греческого православного священника; сатанинская рок группа Kiss (буквально поцелуй , но здесь есть сокращение от Kids In Satans Service , т.е. ребята на службе сатаны ) состоит из бывших русских, т. е. по рождению православных юношей.

До чего же мы дошли ?.. Внешне современный человек, позиционирующий себя как православный , может производить впечатление вполне благопристойной личности с дорогим нательным крестиком (зачастую, кстати, выставленным для всеобщего обозрения напоказ) , выполнять все церковные предписания, неистово поститься, чинно вести себя в храме, присутствуя на богослужении, а внутренне (ведь этого никто не видит) оставаться отъявленным безбожником и демонопоклонником. Быть православным , стараться всячески подчеркивать свою православность (как будто мы имеем дело с брендовым понятием) c егодня модно, престижно в высших кругах политической элиты, среди респектабельных бизнесменов, звезд эстрады и шоубизнеса. Но, увы, тысячелетний опыт Церкви Христовой ясно дает понять, как далеко мы ушли от истинно православной святоотеческой традиции, выставляя свои мнимые добродетели для всеобщего обозрения.

Ложный подход другой крайности это то, что можно было бы назвать псевдодуховностью. Поскольку переводы православных книг о духовной жизни становятся все более доступными, а православная терминология по духовной брани все более и более носится в воздухе, все чаще и чаще новообращенные прихожане толкуют об исихазме, Иисусовой молитве, аскетической жизни, возвышенных молитвенных состояниях и о подражании святым Отцам, вроде свв. Симеона Нового Богослова, Григория Паламы или Григория Синаита. Очень хорошо знать об этой действительно возвышенной стороне православной духовной жизни и почитать великих святых, которые на самом деле вели ее; но если мы не будем иметь очень реалистического и очень смиренного осознания того, насколько все мы далеки от жизни исихастов и как мы мало подготовлены к тому, чтобы хотя бы приблизиться к ней, наш интерес к ней будет лишь еще одним из выражений нашего эгоцентрического искусственного мира.

Следует избегать обеих крайностей обмирщения и сверхдуховности. Мы должны глубоко понять, как мало мы знаем и чувствуем наше Православие, как мы далеки не только от святых древности, но даже от простых православных христиан, живших сто лет тому назад, и как сильно нам надо стремиться, чтобы сегодня просто выжить, оставаясь православнымы христианами.

Что мы можем сделать для того, чтобы приобрести это осознание, это понимание, и как его сделать более плодотворным в нашей жизни? Святой преподобный Амвросий Оптинский еще в прошлом веке советовал всем христианам Жить нелицемерно, и вести себя примерно. Тогда дело будет верно, а иначе выйдет скверно . Ведь не достаточно стать православным, важно остаться им. Не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой, лежащий исключительно во лжи. Чтобы нам сохраниться как православным христианам, мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в наших целях все, что есть в этом мире положительного. Занимая такую позицию видя в миру как хорошее, так и плохое, - мы можем иметь православное мировоззрение, то есть жить с православным взглядом на всё бытие, а не только на узкоцерковные вопросы. Существует мнение, которое, к сожалению, слишком уж распространено ныне, что достаточно иметь некое православие, ограниченное церковным зданием и нормальной православной деятельностью типа молитвы в определенное время или крестного знамения; в остальном же, согласно этому мнению, можно жить как все, участвуя в жизни и культуре нашего времени без всяких проблем постольку, поскольку мы не совершаем греха.

Всякий, кто понял, что значит быть православным, насколько глубоки обязанности серьезного православного христианина, легко увидит, как ошибочно это мнение. Или ты православный в любое время каждого дня, в любой жизненной ситуации, или же ты на самом деле вовсе не православный. Слишком возвышенное и витающее в облаках тепличное Православие неспособно помочь людям в повседневной жизни, наш мир достаточно жесток и своей грубостью ранит души; на все вопросы мы должны в первую очередь отвечать с трезвой христианской любовью и пониманием.

Мы не можем повернуть течение реки вспять. Надо начать с себя: живя в миру, не быть порабощенным душевным притяжением этого утопающего в страстях мира, чтобы сделать себя христианином, и тогда хоть на одну искорку станет светлее на земле.

Андрей Мартыненко.

]]>
Fri, 09 Aug 2019 09:49:45 +0300
4042649024 Зачем ходить в Церковь? https://adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/byit-pravoslavnyim/zachem-xodit-v-czerkov.html Пресс-служба Майкопской и Адыгейской епархии Быть православным!

Зачем ходить в Церковь?

По данным различных соцопросов до 80% россиян считают себя православными.

А что значит быть православным? Это некое ни к чему не обязывающее самоназвание или определённая миссия? Разговор на эту тему начинает Правящий архиерей Майкопской и Адыгейской епархии епископ Тихон.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, дорогие мои, я хочу задать вам вопрос, который на первый взгляд может показаться весьма простым: зачем, только честно, вы ходите в Церковь? Простой вопрос, правда? Но вот ответы на него могут быть очень разными: помолиться, поставить свечи, я христианин, поэтому и хожу, традиция такая, хочу попросить у Бога того или этого Последний ответ, который к сожалению, весьма характерен для нашего времени, меня, как вашего архипастыря, особенно огорчает. Это напоминает мне эпизод с уличными проповедниками-сектантами, раздающими глянцевые журнальчики, вопрошающими у встречных: скажите, а чего вы хотите получить от Бога?

То есть Господь, сотворивший Землю, небеса, звёзды и планеты, даровавший жизнь каждой твари земной, подводной и небесной, подаривший, наконец, лично вам такое великое чудо, как Жизнь, оказывается, ещё что-то кому-то должен. И мы этот долг хотим у него вытребовать. Ну, есть ли совесть у таких мытарей ? А может всё наоборот? Может, это мы должны что-то Творцу нашему, нашему Спасителю, который нас ради человек и нашего ради спасения сшел с небес, воплотился, вочеловечелся, был распят за нас, претерпел нечеловеческие муки за нас же, умер, опять таки за нас, ради нашего с вами спасения? И вот теперь Он чего-то от нас ждёт, какой-то малости, какого-то вполне обыкновенного чуда. Чуда покаяния и Любви.

Но вместо этого чуда, вместо благодарности Творцу и Спасу, к величайшему моему огорчению, часто видна в народе нашем житейская суета и некий потребительский расчёт. Вот, Господи, я поставил тебе аж четыре свечки, так сделай же мне повышение по службе. А я, Господи, не только свечки ставлю, но даже и на литургии сегодня постою и помолюсь немного, но Ты за это помоги мне купить новый кабриолет, а то на старом лимузине мне уже как-то ездить не престижно.

Вспомните, дорогие мои, когда в Церкви больше всего народу? В дни особого поминания усопших? В дни празднования памяти наших любимых святых? В дни ваших именин? Нет. На Крещение и на Пасху. А почему? Народ Православный гурьбой движется не к Богу, а за святой водичкой, запастись на целый год, и посвятить пасхальные куличи да крашенки. Не в осуждение говорю я вам это. Нет! Меня, как вашего архипастыря, печалит и травмирует та пропасть, что отделяет нас от Господа и Церкви Его. Пропасть суеты, суеверий, победы земного над Небесным.

Так зачем всё-таки мы ходим в Храмы? Послушать проповеди? Для этого можно просто включить телевизор или радио. Есть интересные программы, где выступают мудрые и красноречивые богословы. Помолиться? Молиться можно в любое время, не обязательно в Церкви. Помните апостола Павла: Непрестанно молитесь ? Подать записочку о здравии или упокоении? Так это можно сделать и через знакомых. Тогда зачем?

Истинный, настоящий Христианский ответ может быть только один: Мы идём говорить, лично говорить с Самим Богом и только к Богу, а не к владыке Тихону, отцу Даниилу, диакону Виктору. Бог и Творец наш настолько возлюбил нас, что избрал нас Своим народом, Своим новым Израилем: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16) .

Господь зовёт нас к Себе, каждого из нас, каждого: Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные . Зовёт нас, чтобы что-то подарить нам. Что именно? Новую машину? Кусок земельного участка от соседей? Повышение по службе за счёт отправки на пенсию вашего начальника? Нет, нет и ещё раз нет! Господь хочет дать нам мудрость: Научитесь от Меня . Хочет подарить нам благодать Духа: Примите Духа Святаго . Хочет раздать нам великие святыни вселенной - Любовь, мир и радость: Пребудьте в любви Моей Мир Мой даю вам Радость моя в вас пребудет . Но самое главное, наиглавнейшее, что дарит нам Христос Спаситель в Доме Своём это Он Сам, пребывающий таинственным образом Своими Телом и Кровью в святой чаше причастия. Но подходить к этой Чаше и к этим Дарам можно только с чистым сердцем, очищенным от суетных помыслов мира и соблазнов житейских. Это не просто. Но в этом и состоит смысл христианского подвига всю свою жизнь идти и приближаться к Богу. Не за святой водичкой, не за крашеным яичком, не за новой квартирой должны мы притекать в храмы, но за великим счастьем соединения с Самим Христом в чуде Святой Евхаристии. Да будет так, дорогие мои! Аминь.

Тихон. Епископ Майкопский и Адыгейский.

]]>
Fri, 09 Aug 2019 09:49:46 +0300
2204464504 БЫТЬ РУССКИМ! | Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви https://adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/byit-pravoslavnyim/byit-russkim.html Пресс-служба Майкопской и Адыгейской епархии Быть православным!

БЫТЬ РУССКИМ! | Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви

Продолжаем разговор на тему Быть Православным! . Сегодня мы хотим предложить Вашему вниманию мнение по этому вопросу авторитетного иерарха, Митрополита Иоанна (Снычева), чей голос в роковые 90-е гремел по всей Русской земле, призывая народ к соборности, к покаянию, ко Христу.

БЫТЬ РУССКИМ!

Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры... Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам, и России.

Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский

НАРОД... От частого и бессовестного употребления слово это так истерлось, истрепалось и выцвело, что теперь почти невозможно определить его истинное значение. Но, по счастью, жив еще сам народ - униженный и обманутый, обворованный и оболганный, русский народ еще жив. Только вот - помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? Что для этого надо? Достаточно ли иметь соответствующую запись в паспорте или требуется нечто еще? Если требуется, то что именно? Ответить на эти вопросы - значит обрести точку опоры в восстановлении национально-религиозного самосознания, опомниться после десятилетий атеистического космополитического забытья, осознать себя - свой путь, свой долг, свою цель. Для этого надо прежде всего вернуть народу его историческую память. Только вспомнив, "откуда есть пошла руcская земля", где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые, не жить нам дальше, а догнивать. На этом пути не обойтись без Православной Церкви, древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты. Без ее любовного, отеческого окормления - запутаемся и заблудимся, утонем в пучине противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций, лукавых советов.

"Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? - От веры Православной, которую принес нам равноапостольный князь наш Владимир. Мы не можем не радоваться необъятному почти величию земли отечественной. Кто первый виновник его? Святая вера Православная. Она соединила воедино разрозненные племена славянские, уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ русский. Кто соблюл и сохранил нашу народность в течение стольких веков, после стольких переворотов, посреди стольких врагов, посягающих на нее? Святая вера Православная. Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви. Она воодушевляла героев Донских и Невских, Авраамиев и Гермогенов, Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает самую брань за Отечество как святый подвиг за веру Христову..." Эти вдохновенные слова принадлежат преосвященному Димитрию, архиепископу Херсонскому. Давным-давно сказаны они, но неужели не отзовутся и ныне в сердце русского человека! Неужто не заболит душа при виде того, в какую грязь втоптаны святыни, верность которым десятки поколений доказали всей жизнью своей, защищая которые, пролили столько крови?

Однако сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням. Сердце человека - престол Божий - пытаются занять уродливые безблагодатные идолы материального преуспеяния: Успех, Богатство, Комфорт, Слава. Оттого-то и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей - злобы и похоти, властолюбия и тщеславия, лжи и лицемерия. Но знайте все: голый материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды он ни рядился, не может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, вера - рождает подвижников правды и добра.

"Любим ли мы язык наш благозвучный и сильный, как грудь славянина, богатый и разнообразный, как обитаемая им страна? Его образовала нам святая вера Православная. Она принесла нам с собою первые письмена для сообщения наших мыслей, для расширения круга наших понятий, для сообщения между нами светлых и светоносных понятий о Боге и бесконечной любви Его к человекам, о человеке и его высоком пpедназначении в вечности... Мы все почти утратили от прежней жизни России, но сохранили святые храмы, в которых молились наши предки; сберегли святыню, завещанную нам от отцов наших, а с нею наследовали и их благословение... Надобно сознаться, что если бы теперь древние предки наши восстали из гробов своих, едва ли бы они узнали в нас потомков: так много изменились мы во всем. Но они узнают нас в святых храмах Божиих, они не отрекутся от нас перед их заветною святынею... Можно ли не пожелать от сердца, чтобы вера Православная, этот родственный, живой союз наш с предками, сохранена была нами и передана потомкам нашим, как драгоценнейшее наследие, как заветное сокровище, во всей ее пренебесной чистоте и святыне, чтобы и будущее отдаленное потомство питало к нам родственно-христианское сочувствие..." Эти слова Херсонского архиерея звучат ныне как обличение, как упрек нам, малодушным и маловерным, осуетившимся в мелких мирских заботах и почти обезверившимся, почти утерявшим связь с великим и славным прошлым собственного народа. Допускаю, что яд религиозного индифферентизма, безразличия к святыням веры (пришедшего на смену откровенному богоборчеству прошлых лет) временно оглушил значительную часть общества, отравил сердце русское, но - не верю, что найдется русский человек (безразлично, верующий или нет), которого оставят равнодушным приведенные выше слова преосвященного Димитрия о нерасторжимой взаимосвязи земного величия России с ее духовной мощью и здоровьем, с крепостью и живостию веры. А коли найдется - не русский он: христопродавцы всегда интернациональны.

Но почему, говоря о неповторимом национальном своеобразии народа, мы начали именно с Церкви? Мало ли других национальных черт, народных характеристик, утерянных, утраченных с течением времени или насильственно вытравленных строителями "светлого будущего"? Нет ли здесь некоторого искусственного преувеличения, тем более, что церковное благовестие, как известно, не знает национальных границ? Никакого преувеличения нет. Православная Церковь - соборная совесть народа. Она, как заботливая мать, воспитала в нем его лучшие черты. Она сурово обличала его грехопадения и давала силы восстановить утраченное. "Кто жаждет - прииди ко Мне и пей", - возглашала Церковь словами Священного Писания и щедро поила пришедших и уверовавших живой водой евангельской правды. Прочтите - верующий вы человек или нет - Нагорную проповедь Иисуса Христа, Господа нашего, подъявшего на рамена Свои груз всех грехов, неправд и злоб наших, претерпевшего во искупление их унижения и издевательства, оплевания, биения и стpашную, поносную смеpть на Кpесте - пpочтите эти свидетельства безграничного милосердия Божия (Евангелие от Матфея, гл. 5, 6, 7) и скажите честно: где-нибудь, когда-нибудь встречали ли вы учение более возвышенное, чистое и преисполненное любви?...

"Блаженны алчущие и жаждущие правды", - свидетельствовала Церковь народу русскому. "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5: 6,10,16). И разве не этому свидетельству обязан русский народ тем, что, создав величайшее в мире государство, простирающееся от Атлантики до Тихого океана, он не унизил ни один из встретившихся на его пути народов, пусть самых малых, но всех принял как братьев, покоряя прежде сердца, а не крепости. Евангельское учение Церковь вложила в душу народа как совершеннейший образец, по которому каждый в меру сил должен строить жизнь личную, а все вместе - общественную и государственную. Именно Церковь стала центром святоотеческой государственности - не насилующей народа, не создающей рабства, следящей за духовным возрастанием и нравственным самосовершенствованием каждого. Церковная идея служения легла в основу сословного строя России, основанного на разделении общих обязанностей, а не на иерархии прав, как это было на Западе. Здесь берет начало весь уклад русской жизни, как бы не изменялись его формы с течением времени. Православность - непременное качество всего русского в его историческом развитии. Понятия "русский" и "православный" слились воедино. Так было, пока Россию не разъединили насильно - с умыслом, злонамеренно и расчетливо. Знали - чтобы убить Россию, начать надо с осквернения души...

Василий Ключевский, знаменитый историк, подметил в русской истории интересную особенность. "Господствующие идеи и чувства времени, с которыми все освоились, - говорил он, - и которые легли во главу угла сознания и настроения, обыкновенно отливаются в ходячие, стереотипные выражения, повторяемые при всяком случае. В XI-XII веках у нас таким стереотипом была русская земля, о которой так часто говорят и князья и летописцы... Везде Русская земля, и нигде, ни в одном памятнике не встретим выражения русский народ". Пытаясь разобраться в том, что значит "быть русским", нельзя пройти мимо этого факта. Случаен ли он? Нет, ибо русская история, начавшаяся как фактор мирового (и даже космического) значения с момента крещения Руси, в первые два века своего течения представляет нам картину формирования и духовного оформления той народной общности, которая в своем окончательном виде получила наименование "народа святорусского" - этого излюбленного выражения былинных сказителей. Понятие "народ" по отношению к национальной общности есть понятие более высокое, не материальное, но духовное, и ее одной недостаточно, чтобы сложился коллективный духовный организм, столь крепкий и живучий, что никакие беды и напасти (а сколько их было за десять веков нашей истории) не смогли разрушить его и истребить. Первоначально единство крови, общность происхождения славянских племен при всей своей значимости не могли придать этому собранию необходимую живучесть и крепость. Лишь только тогда, когда душа народа - Церковь - собрала вокруг себя русских людей, когда Русь преодолела отсутствие государственного единства, порождавшее в народном теле язвы и трещины усобиц, когда, сбросив с себя иноверческое татаро-монгольское иго, Россия объединилась под скипетром Русского Православного Государя - тогда во весь свой могучий рост поднялся на исторический сцене русский народ. Народ соборный, державный, открытый для всех. Осознавший цель и смысл своего бытия. С этого момента смысл русской жизни окончательно и навсегда сосредоточился вокруг Богослужения в самом высоком и чистом значении этого слова - служения Богу как средоточию Добра и Правды, Красоты и Гармонии, Милосердия и Любви. Цель народной жизни окончательно определилась как задача сохранения в неповрежденной полноте этой осмысленности личного и общественного бытия, свидетельствования о ней миру, защите ее от посягательств и искажений. И Церковь благословила народ на высокое служение. Благословение это облеклось в форму пророчества о будущей великой судьбе России, Москвы, как Третьего и последнего Рима, последнего оплота истинной Православной веры в страшные предантихристовы времена всеобщей апостасии и всемирной смуты.

Два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить благоговейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущение апостольского Православия. Первый - наследник мировой империи языческого Рима - отпав в гордыню католицизма. Второй (Византия) - поступившись чистотой Церкви ради сиюминутных политических выгод, отданный Богом на попрание иноверцам, последователям Магомета. Третий же Рим - Москва, государство народа русского, и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту Православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной справедливости и любви. Так к XVI веку определилось служение русского народа, таким он его понял и принял. Так что ключ к пониманию русской жизни лежит в области религиозной, церковной, и, не усвоив этого, не поймем мы ни себя, ни свой народ, ни свою историю.

Именно Церковь сообщила нашему народу свойство соборности, бесценное качество, безумно растрачиваемое нами ныне в погоне за дьявольскими миражами грядущего якобы "общества всеобщего изобилия". Русская соборность - это сознание духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Смысл этой общности - в служении вечной правде, той Истине, которая возгласила о Себе словами Евангелия: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14: 6). Это осмысленность жизни как служения и самопожертвования, имеющих конкретную цель - посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственный идеал Православия.

С соборностью народа неразрывно связано его второе драгоценное качество - державность. Воплощение нравственного идеала требует соответственной социальной организации. Такая организация немыслима без державного сознания, формирующего в человеке чувство долга, ответственности и патриотизма. "Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими", - вот державный глас народа, выраженный чеканным слогом митрополита Московского Филарета, одного из величайших русских святителей прошлого века. Державность - это сознание каждым ответственности за всех, ответственности отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость государства. Не принудительной ответственности "за страх", а добровольного религиозного служения "за совесть". Державность - это государственное самосознание народа, принявшего на себя церковное послушание "удерживающего" (по слову апостола Павла, см. 2 Сол. 2: 7), стоящего насмерть на пути рвущегося в мир сатанинского.

Оба эти народные качества с неизбежностью проявились в третьем - в открытости, "всечеловечности" русского характера. Открытость эта - отрицание фальшивой национальной спеси, отрицание самоценности национальной принадлежности. Это готовность бескорыстно соединиться с каждым, приемлющим святыни и нравственные устои народной жизни.

Вспомнив все это, задумаемся: не пришла ли сегодня пора попристальнее всмотреться в себя? Взглянуть друг на друга. Оглянуться трезвенным взором вокруг. И может быть - найти в себе силы сказать честно, что в нас, сегодняшних, такой русскости уже почти не осталось. Говорю это с горечью и скорбью, в надежде, что Господь не оставит нас Своей милостью и мы все же зададим себе тот главный вопрос, без ответа на который немыслимо само дальнейшее существование нашего народа: как вернуть себе ясно понимаемый смысл бытия?

Как восстановить в себе черты народа-богоносца, с бесовским упорством вытравливавшиеся богоборческой властью? Как обезопасить себя от духовной заразы потребительства, этой поистине мировой чумы, растлившей и погубившей уже многие народы, бывшие некогда христианскими? Все эти и еще многие иные проблемы, стоящие сегодня перед нами, суть один и тот же вопрос: как дальше жить?

Думается, из сказанного выше уже многое проясняется. Прежде всего - надо вернуться в Церковь. Надо очистить место святое - душу человека - от тряпок и побрякушек, от навязанных ей ложных ценностей и восстановить в правах попранный и оплеванный смысл жизни человека. Жизни как служения Богу, зовущему нас к Себе: "Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы" (Мф. 11: 28) . Надо откликнуться на этот Отчий зов, прийти с покаянием, не скрывая нынешнего своего убожества и срамоты, прийти с молитвой и верой, и тогда - силен Бог очистить наши сердца и восстановить в них мир и покой осмысленного бытия.

Восстановив истинные ценности внутри себя, надо восстановить их и вовне. Жизнь общества, государства требует осмысленности так же, как и жизнь отдельного человека. Не может материальное благополучие быть целью всех стремлений. Сытое брюхо еще не значит - чистая совесть. Критерием государственного устройства должна стать его богоугодность, соотнесенность с тысячелетними святынями веры. Нужно во всей полноте использовать богатейший опыт русской государственности. Выкинуть на свалку наглую ложь об "империи зла", "России - тюрьме народов", "гнилом царизме", сказать правду о пленении Православной Церкви и русского народа. Нужно осознать, что у Православной России есть враги, ненавидящие наш народ за его приверженность к Истине, за верность своему религиозному служению, своим христианским истокам и корням. Осознать, что если мы хотим выжить - нам надо научиться защищать себя, свою веру, свои святыни

Мы - и никто иной - можем и должны воссоздать державу Святорусскую. Да будет так! Аминь.

]]>
Fri, 09 Aug 2019 09:49:47 +0300
1972366182 Быть Православным! | Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви https://adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/byit-pravoslavnyim/?start=7 Пресс-служба Майкопской и Адыгейской епархии Быть православным!

Быть Православным! | Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви

«Быть Православным!» Мы продолжаем разговор на эту непростую тему, начатую правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Предлагаем вашему вниманию беседу известного священнослужителя, ведущего телевизионной программы «Православная энциклопедия» протоиерея Алексия Уминского с прихожанами Церкви Святой Троицы в г. Электроугли. Тема встречи — «Современный человек и Церковь». Что в Церкви самое отвратительное? Почему Церковь должна быть не комбинатом духовным услуг, а хранительницей любви?

Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово прихожанке Свято-Троицкого кафедрального собора Майкопа Наталье.

Больше двух месяцев на сайте Майкопской и Адыгейской епархии шла дискуссия на тему «Быть Православным!». Мы приглашали к разговору священников, богословов, писателей, мирян. Сегодня мы завершаем этот разговор. Слово для подведения некоторых итогов попросил правящий архиерей нашей епархии преосвященный Тихон.

]]>
Fri, 09 Aug 2019 09:49:50 +0300